г.Кемерово Дата и время

144 года со дня рождения Григория Ивановича Чорос-Гуркина

17 января 2014
  "Исполнилось 144 года со дня рождения Григория Ивановича Чорос-Гуркина, в Горно-Алтайске состоится митинг, приуроченный к этому событию, к памятнику художника возложат цветы. Состоится вручение общественной премии его имени, которую присуждают за достижения в области литературы и искусства, социальной сфере, большой вклад в развитие культуры"



Григорий Чорос-Гуркин (1870-1937) — алтайский художник, литератор и политический деятель, мастер пейзажа, один из первых художников-профессионалов среди коренных народов Сибири. Он был одним из учеников Ивана Шишкина и в своем творчестве соединил традицию эпического пейзажа с веяниями модернизма. Писал горные и лесные виды Алтая, публиковал стихотворения в прозе и этнографические очерки.


Чорос-Гуркин был не только художником, он занимался и общественно-политической деятельностью — в годы Гражданской войны возглавил независимое горно-алтайское правительство, был инициатором создания автономии для своего народа, открытия школ и медпунктов для жителей Алтая. В 1937 году Гуркин, обвиненный в "контрреволюционной повстанческой деятельности" в пользу Японии, был расстрелян. Обстоятельства его смерти не выяснены до сих пор. Искусство художника было запрещено вплоть до 1956 года, когда его реабилитировали. Считается одним из важнейших деятелей в истории становления алтайского народа.


в
Путь в искусство у Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода Чорос, был не совсем обычным. Только в 27 лет попал он в Петербургскую Академию художеств. Правда, преподаватели академии не сразу разглядели его способности, но талант алтайца увидел великий русский художник Шишкин, который стал его учителем. 
описи. 

А родился Гуркин в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск), в крещёной семье. В 1878 году был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии. После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи. В 1896 году Гуркин знакомится с собирателем алтайского фольклора А.В.Анохиным, который открывает молодому художнику мир современной живописи.

Впоследствии, в Академии И.И. Шишкин и А.А. Киселёв открыли его истинное призвание - пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину Г.И. Гуркин встаёт на собственный путь. В 1903 году художник возвращается на Алтай, остаётся в селе Анос, работает учителем, женится на русской женщине. Нужда, бытовые неурядицы всю жизнь преследовали художника, и просто удивительно многообразие и объём созданного им. 

В своих лучших работах он стремится к созданию собирательного образа величавой природы Алтая.
 

 Особое место в творчестве Григория Гуркина занимают пейзажи горы Белухи. Иван Антонович Ефремов, которого сближало с художником восхищение красотой алтайских гор, напишет о вершинах Алтая в рассказе "Озеро горных духов":
к созданию собирательного образа величавой природы Алтая. 

Между двумя деревьями, левее, был широкий просвет. В нём, как в черной раме, висели в розоватом чистом свете легкие контуры четырёх острых белых вершин. Воздух был удивительно прозрачен. По крутым склонам белков струились все мыслимые сочетания светлых оттенков красного цвета. Немного ниже, на выпуклой поверхности голубого ледника, лежали огромные косые синие полосы теней. Этот голубой фундамент ещё более усиливал воздушную легкость горных громад, казалось излучавших свой собственный свет, в то время, как видневшееся между ними небо представляло собой море чистого золота.
...Как видите, моя первая любовь к высокогорьям алтайских белков вспыхнула неожиданно и сильно. Любовь эта не несла в дальнейшем разочарования, а дарила меня всё новыми впечатлениями. Не берусь описывать ощущение, возникающее при виде необычайной прозрачности голубой или изумрудной воды горных озёр, сияющего блеска синего льда. Мне хотелось бы только сказать, что вид снеговых гор вызывал во мне обострённое понимание красоты природы. Эти почти музыкальные переходы света, теней и цветов сообщали миру блаженство гармонии. И я, весьма земной человек, по-иному настроился в горном мире.